Наука в Сибири
N 19 (2405)
Май 2003 г.

ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ

Академику Юрию Дмитриевичу Цветкову 23 мая исполняется 70 лет.

Подготовила Л.Юдина,
"НВС"

Иллюстрация

Большую часть из этих семидесяти он проработал в новосибирском Академгородке, в Институте химической кинетики и горения, пройдя все этапы большого пути — от младшего научного сотрудника до директора института. Науке в общей сложности посвятил полвека, начав заниматься ею на первых курсах Московского физико-технического института.

Ученый Ю.Цветков многие годы поддерживает в мире свой высокий научный авторитет. Его основная научная деятельность направлена на развитие методов химической радиоспектроскопии и исследование на их основе строения и свойства активных промежуточных частиц и механизмов химических реакций. Ученый разработал новые методы химической радиоспектроскопии, позволяющие проводить изучение электрон-ядерных и электрон-электронных взаимодействий свободных радикалов. Это открыло уникальные возможности для изучения строения радикальных частиц, структуры их окружения и молекулярной динамики. В настоящее время они широкого используются во многих лабораториях мира.

В последнее время важное приложение развитых им методов — изучение структуры и динамики сложных биологических систем. В частности, Ю.Цветковым обнаружен и детально изучен универсальный либрационный тип движения молекул в биомембранах, исследовано конформационное строение и аггрегация спин-меченных мембранно-модифицирующих белков.

Cегодня коллеги, в связи с юбилеем уважаемого и почитаемого директора, отдают должное руководителю, соратнику, учителю.

Ю.МОЛИН, академик:

— Юрия Дмитриевича знаю, считай, всю жизнь. Мы встретились на физтехе в Москве, в 1951 году. Учились по одной специальности — химическая физика, жили в одной комнате в общежитии.

Выбор профессии у нас проходил непросто. Практика началась с первого курса. Химическая физика — область широкая. Мы были в коллективах, где синтезировали взрывчатые вещества, испытывали их, где занимались горением и т.д. И в какой бы из организаций ни проходили практику, нам предлагали продолжать работу в этом направлении. Эти предложения нам не очень нравилось, даже пытались сменить вуз. Но когда в физтехе появился молодой, энергичный В.Воеводский (мы были где-то на 4-м курсе), окончательно определились в своем выборе.

В Институте химической кинетики и горения, куда нас пригласил В.В., мы тоже начали работать вместе в лаборатории Владислава Владиславовича. Когда В.В. не стало, наш директор А.Ковальский разделил лабораторию между нами.

Какие у Юрия Дмитриевича Цветкова наиболее сильные качества? Прежде всего, прекрасно сбалансированы наука и администрирование — он очень сильный ученый и талантливый организатор. Не случайно все годы успешно сочетал эти две области деятельности.

На директорство Ю.Д. попал в очень трудное время, в пик развала страны (со всеми вытекающими обстоятельствами). И эти его качества помогли достойно провести коллектив через испытания. Нужен был именно такой человек, с твердым характером, с хорошей административной школой, крепкой хваткой.

Считаю, из нашего поколения в институте Ю.Д. — самый сильный администратор. Что отнюдь не означает, что науке он не уделял должного внимания.

В науке он сделал много — у Ю.Д. замечательные работы по импульсной спектроскопии. В этой области он был первым не только в России, но и в мире. Его команда получила в результате Государственную премию. Ученики школы Ю.Цветкова сейчас работают в разных странах, и работают хорошо. Многие иностранцы, ведущие специалисты в этой области, учились у Ю.Д. здесь, в Академгородке. Сейчас он председатель Международного общества спектроскопии электронного прамагнитного резонанса — это тоже не случайно.

Т.ЛЕШИНА, заведующая лабораторией, доктор химических наук, профессор:

— Что характеризует нашего Юрия Дмитриевича прежде всего? Он крупный ученый, замечательный директор. Он ученик В.Воеводского, который создавал наш институт. И в том, что традиции школы В.В. до сих пор поддерживаются, немалая заслуга и Ю.Д. А традиции очень помогают жить: когда знаешь правила игры, легче ориентироваться в обстановке.

Несколько слов о Ю.Д., как о директоре — думаю, об этом обязательно скажет каждый. Даже страшно себе представить, как бы мы прожили эти трудные годы без Ю.Д.!

Одна из самых больших его заслуг — создание прогрессивной системы управления финансами. Финансы поделены между лабораториями в полном соответствии со штатным расписанием. И всем, что зарабатываешь сверх того, по грантам, полностью распоряжаешься сам (отдавая, как положено, 20% на общие нужды института). Это и обеспечивает условия не только для выживания, но и для развития. Знаю, далеко не во всех институтах так. Кроме того, в самые трудные времена зарплату в институте получали всегда, все подразделения, независимо от уровня доходов.

Определяющее качество Ю.Д. — всегда берет на себя ответственность. Но умеет при том учитывать чужое мнение. В институте два академика — Ю.Цветков и Ю.Молин. Это очень разные люди, на многие вопросы у них противоположные взгляды. Но во все решающие моменты они выступают единым блоком, согласовав свои мнения.

И еще пример, говорящий о характере Ю.Д. — его уход с поста руководителя института и выборы нового директора (здесь академики тоже выступали единым блоком). Во многих институтах этот процесс проходит очень болезненно. У нас же — все по правилам, по-джентльменски. Передача власти была хорошо организована. И в немалой степени потому, что к единому мнению пришли академики. А они пользуются в институте непререкаемым авторитетом.

Говоря о качествах Ю.Д., отметила бы его компетентность и решительность. За все годы он не принял ни одного необоснованного решения. И никогда ни на кого не давил — хотя знаю, были научные тематики, которые ему не нравились. Но выступал он в таких случаях как ученый, а не как администратор. Когда Ю.Цветков стал директором института, конечно, были у него и недоброжелатели. Но он не сводил счетов. Не делил сотрудников на своих и чужих. Ю.Д. очень человечный, чуткий, несмотря на вроде бы внешнюю суровость.

А.ПЕТРОВ, заместитель директора института, доктор химических наук, профессор:

— Десять лет я проработал с Юрием Дмитриевичем в дирекции. Институт он возглавил в тяжелое время, и во многом благодаря Ю.Д., который имел колоссальный опыт организаторской работы (не один год был главным ученым секретарем СО РАН), все 10 лет ИХКиГ был по рейтингу среди химических институтов в числе первых.

Важное качество Ю.Д. — он не сваливает заботы, которые появляются в огромном количестве, на коллектив. В трудные годы, когда было особо сложно с финансированием, оснащением приборами и т.д., он старался все решать на дирекции, и коллектив работал спокойно, порой даже не подозревая, какой ценой это спокойствие достается. Из кабинета директора беды не выносились, а все эти обстоятельства способствовали созданию хорошего климата в институте, творческой атмосферы.

Характер, как известно, проверяется трудностями и закаляется в них. И я считаю, что в нестандартных обстоятельствах Ю.Д. продемонстрировал силу характера и стойкость. Он требовал от сотрудников, руководителей, причем, довольно жестко, обязательного написания проектов на гранты. Ведь как получалось иной раз — одни лаборатории зарабатывали, другие — жили за их счет. Ю.Д. восстал против такой ситуации. Был незабываемый ученый совет, на котором он представил данные. Потом стал лишать руководителей подразделений, которые кормились за счет других, директорских надбавок. В течение двух лет ситуация исправилась. Сегодня в институте зарабатывают практически все коллективы. Как выяснилось, такое возможно. Надо только не спать, и в нужный момент подсуетиться.

На мне, как на заме Ю.Д., лежало много обязанностей, но основная — создание Центра фотохимических исследований. Все десять лет я занимался этим. И постоянно ощущал поддержку директора. Она не могла быть финансовой, но его позиция очень многое значила. Ю.Д. болеет за дело, регулярно бывает в Центре, считает его одним из главных достижений института за последнее время.

И еще. Он мог остаться в институте научным руководителем. Или продлить срок директорства — с согласия коллектива такое возможно. Но не захотел, сказал, что не желает сковывать инициативы нового директора. Характер!

Б.БОЛЬШАКОВ, ученый секретарь, кандидат физико-математических наук:

— Как главную черту Юрия Дмитриевича я бы выделил его ответственное отношение к делу. Проблемы института всегда были для него на первом месте, и он ими занимался постоянно. Причем, вникая во все, самые, казалось бы, мелкие детали.

Решение сложных вопросов всегда держал под личным контролем, мог вдруг вызвать исполнителей, спросить, что конкретно сделано, какая помощь нужна.

Ю.Д. внимательный, заботливый человек, причем, никогда не афиширует эту свою черту характера, а просто в случае необходимости оказывает содействие. В нужный момент поинтересуется, есть ли деньги на зарплату, а в случае возникновения проблемы включается в ее решение.

Может принять решение, идущее вразрез со спущенными сверху бумагами. Не формалист.

Три года я работаю ученым секретарем института, и могу отметить, что с директором было полное взаимопонимание. Поблажек, конечно, не давал, требовал, чтобы все было исполнено четко, в срок. Ю.Д. сам очень организованный человек, того же добивается и от других.

С.ДЗЮБА, директор Института химической кинетики и горения, доктор физико-математических наук, профессор:

— С Юрием Дмитриевичем я познакомился более тридцати лет назад, придя к нему в лабораторию студентом НГУ. И вырос, как говорится, благодаря ему и под его непосредственным началом.

Считаю, что руководитель он уникальный. Например, возьмем лабораторию. Коллектив разнохарактерный, все мы были со своими амбициями, все, безусловно, великие (по молодости все так считаем). Юрий Дмитриевич очень умело управлял нами, помогал оформиться полезным задаткам и отсеивать шелуху.

У него очень тонкое чутье на новое, перспективное в науке. Такие направления он всегда поддерживал. "Пробивал" интересные командировки, то есть всячески способствовал росту молодых сотрудников. Именно благодаря Ю.Д. я впервые поехал в солидную зарубежную командировку.

А если он чувствовал, что где-то в коллективе может возникнуть даже небольшой конфликт, не давал ему разгореться — гасил на корню. Потому все его ученики достигли высот и имеют авторитет не только в стране, но и за ее пределами.

Юрий Дмитриевич и сегодня продолжает активно работать, находит интересные области, завязывает международные контакты. Наладил, например, сотрудничество нашей лаборатории с Голландией, Америкой, Италией. И вообще, он очень активный человек, годы не имеют для него никакого значения.

Ну, а моя главная задача — в первую очередь сохранить то, что достигнуто моим учителем, поддержать традиции института.

Фото В.Новикова

стр. 3